Гитара и усилитель

От чего же всё-таки зависит звук электрогитары

Я всеми силами стараюсь развеять заблуждения о «гитарном» дереве. Влияние его на звук инструмента мало по сравнению со всеми остальными элементами системы, поэтому им можно пренебречь. Расскажу, что же на самом деле создает звук электрогитары.

Хотите или нет, но за аксиому придется принять то, что звук электрогитары создается струной и снимается (чем бы вы думали?) звукоснимателем. Так что сам собой напрашивается первый элемент нашей звуковой системы – это струна.

Все гитаристы знают, как различается звук старых и новых струн. Грязь, скопившаяся в углублениях между витками обмотки и на самих струнах, ржавчина, деформация струн, ослабление и износ навивки, усталость металла – все это портит звук. Причём это проявляется не только в пропаже звонкости и яркости. Старые струны могут начать дребезжать, перестают строить и вообще ведут себя непонятно.

Кроме самих струн, на звук влияет и то, как его извлекли. Я не перестаю повторять – 50% звука гитары сосредоточено в руках и голове музыканта. От точности и силы движения медиатора или пальцев зависит атака и первые мгновения звучания струны, а они сильнее всего задают характер звука гитары. В них раскрывается и «твэнг» «телекастера», и «стекло» «стратов», и «дж-дж» тяжело перегруженной гитары.

Колебания струны ловит звукосниматель. Он, несмотря на простенький внешний вид и несложное устройство – штука весьма хитрая. Вдаваться в теорию конструирования звукоснимателей я не буду. Скажу лишь главное: АЧХ звукоснимателя имеет пик на некоторой частоте. Его высота, центральная частота и ширина определяют окраску звука, то самое «стекло» и прочие особенности.

Думаю, имеющий уши гитарист без труда услышит разницу между звучанием хамбакера и сингла и между датчиками с разными магнитами и сопротивлениями. Короче, звукосниматель вместе с остальной электроникой внутри гитары очень сильно определяет её звук.

Следующий элемент звуковой цепочки – усилитель. Гитарные усилители, как правило, широкополосные (поправьте меня, если это не так). Сами по себе они не сильно окрашивают звук. Замечу, что я не говорю сейчас об эффекте перегрузки каскадов усилителя – он-то сильно меняет характер звука, это и так понятно. Но под окраской я имею в виду сильно нелинейную АЧХ, имеющую один или несколько пиков. Отличный пример окрашивающего звук устройства – педаль Wah-wah, которая представляет собой перестраиваемый полосовой фильтр. Двигающийся туда-сюда по АЧХ педали довольно узкий пик и заставляет гитару квакать и говорить почти по-человечьи. Появление в звуке резкого подъема в узкой области частот и есть окраска звука.

Именно такую характеристику имеют гитарные кабинеты. Это последнее звено нашей цепи. Узкополосные динамики, которые в них ставят, отличаются от тех, что используются в обычных колонках для музыки. Их задача – озвучить гитару и сделать её звук особенным и красивым. Поэтому их АЧХ нелинейна, они не воспроизводят определенные частоты, которых либо вообще нет в гитарном звуке, либо они есть, но нежелательны. В этом можно убедиться, проиграв через гитарный комбик какую-нибудь музыкальную запись. А услышать, как сильно кабинеты меняют характер звука гитары можно в любом программном эмуляторе гитарного оборудования типа Guitar Rig или Amplitube, меняя кабинеты и динамики. Кстати, там можно менять и микрофоны, они тоже влияют на оттенок звука, хотя и не так сильно, как кабинеты. Но это уже особая, студийная магия, не будем в неё углубляться.

Часто значение аппаратуры недооценивают. И напрасно, потому что хороший и грамотно настроенный усилитель сделает хорошим звук любого инструмента, если он не совсем развалился от осознания собственной ничтожности. Но если оборудование плохое, то и самая дорогая гитара станет звучать плоховато. Или вообще не будет, если усилитель сломан (смайл).

Так что, как бы нам ни хотелось ощущать флюиды особого гитарного дерева, высушенного под кроватью прекрасной латиноамериканской (или индонезийской) девственницы , основа электрогитарного звука – электричество и электроника. И пальцы, конечно.

Понравилось? Поделись с друзьями!

4 комментария к «От чего же всё-таки зависит звук электрогитары»

  1. Колебания струны — это стоячая волна. Воплощение стоячей волны подразумевает струну, закреплённую в начале и в конце. В электрогитаре этими опорами выступают верхний порожек и седло бриджа. То, что утверждается в статье — получается только о некой струне, висящей в воздухе. Тогда да — ничто, кроме струны не будет влиять на звук. В гитаре колебания струны будут зависеть от того, на чём она закреплена. Логично предложить следующий эксперимент — взять гитару с одной декой (махагон, лучше тяжёлый, не с верхушки дерева, а с комля), записать звук (или запомнить звук, или запомнить свои ощущения). Потом поменять деку на болотный ясень (теперь лучше взять дерево с верхушки, а не с комля). А всю электронику оставить ту же. Я-то знаю, что звук изменится. Хотя по теории автора статьи НИЧЕГО не должно поменяться, т.к. всё ж электроника решает. Но я могу себе позволить такие экзерсисы, т.к. я гитарщик (у меня малосерийное пр-во). Но обычный гитарист не сможет себе такое позволить. Тогда предлагаю дешёвый способ проверить, что там «решает» электроника. Вот верхний порожек. Опора струны. Не такая большая, как гриф или корпус. Поиграйте на своём порожке. Поиграли? Теперь возьмите кусок ткани или бумаги и подсуньте его между струнами рядом с порожком у самого начала мензуры. Слишком много материала не нужно использовать, надо чтобы струны легли теперь не на порожек, а на эту «прокладку». Подложили? Теперь поиграйте. Электроника та же, усилитель тот же. Поменялся звук? Увы, да. Стал глухим, резиновым, ватным, тусклым, не так ли? Вот. Колебания струны изменились. А мы всего лишь поменяли такую небольшую опору струны как порожек. А что будет если поменять такую опору струны как гриф или корпус? Пористое лёгкое дерево поменять на плотное тяжёлое? Или вообще на пластик? Автор статьи утверждает, что не поменяется ничего, всё «решает» електроника и датчеги. Ага.

    1. Вы правы, конечно, что все элементы конструкции способны ухудшить звук гитары. Подложки под струны, поганая фурнитура, вата вместо дерева. На всех этих элементах теряется часть энергии струны. Но я продолжаю настаивать, что материал корпуса гитары, если это не пенопласт, а более-менее твердая субстанция, не оказывает такого ЗАМЕТНОГО влияния на звук, как пики АЧХ звукоснимателей и прочей электроники и кабинетов. Хотелось бы посмотреть на ваш эксперимент с разными кусками дерева и одинаковой фурнитурой и датчиками.

  2. На самом деле в статье все описано правильно. Мы имеем дело с затухающими колебаниями и на период затухания как раз влияет жесткость системы: гриф-струна-дека (со всеми элементами в них входящими). Т.е. если в деке и грифе использовать мягкое дерево, то и колебания струны будут неравномерными и быстро затухающими и наоборот. Отсюда вывод, если для гитары взять абсолютно жесткий материал и в местах контакта струны обработать порожки (каким-нибудь тефлоном чтобы уменьшить трение), то получим колебания струны близкие к бесконечности. И да если бы дерево деки оказывало существенное влияние на звук электрогитары, то не было бы такого разнообразия форм, а все стремились бы к единообразию (как в акустике).

    1. Бесконечности, конечно, не будет, потому что сопротивление воздуха и прочие потери, которые совсем убрать нельзя. Но мысль верная – чем меньше потери, тем больше сустейну. В пользу теории анти-тонвуда говорит и множество гитар без корпуса или с минимальным корпусом.
      Однако, говорят, что утяжеление головы грифа тоже сказывается на сустейне. Тут сложно сказать, как это связано с потерями. И еще известно, что на звук сильно влияет киль тремоло – он должен быть как можно массивнее.
      Кстати, акустики различаются по конструкции, как минимум – пружины разных конфигураций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наш сайт в каталоге manyweb.ru