Гитара из сосны

О вечном: почему дерево корпуса не влияет на звук электрогитары

Несмотря на усилия сайта Roundwound.ru по борьбе с гитарным невежеством и разоблачению мифов о «звучащем дереве», еще много начинающих, продолжающих и даже заканчивающих гитаристов всё ещё верят, что на звук электрогитары заметно влияет дерево, из которого та сделана. Что ж, в этот раз мы опровергнем несколько гипотез, которые часто выдвигают наши юные читатели.

На звук гитары влияют все материалы и компоненты гитары

Я таки с этим соглашусь. Неожиданно, да? Но, действительно, на звук влияет всё – и материалы, из которых сделан инструмент, и устройство механики, и качество струн, и настроение музыканта, и температура, давление и влажность воздуха, и уровень солнечного излучения, и гравитация Земли. Но самое важное – оценить, насколько велико влияние всего этого. Например, очевидно, что состояние среды, в которой колеблется струна (то есть откружающего воздуха) влияет на колебания, но влияние это столь мало, что незаметно на фоне гораздо более масштабных процессов. Погрешности звукоизвлечения (нельзя же несколько раз взять одну ноту совершенно одинаково!) с лихвою перебивают флуктуации воздуха и магнитных полей вокруг музыканта. Вклад же материалов гитары в звук оценить сложнее, но я сейчас все объясню.

Электрогитара – не акустический инструмент!

Да, этого не понимают сторонники «тонвуда». Ещё раз : электрогитара – не акустический инструмент. Читайте дальше внимательно. Когда очередной любитель гитарного дерева бренчит на «ленинградке» про маленький плот, он слышит звук корпуса своей акустической гитары. Струны акустической гитары заставляют колебаться деку, она – воздух внутри корпуса, и в итоге получается громкий звук. Но звук электрогитары создается колебаниями струн около сердечников звукоснимателя. Музыкант дергает струну, она начинает колебаться и эти колебания порождают ток в катушках звукоснимателей. Корпус электрогитары, равно как и прочие её части, не участвует в создании звука.

О, вот уже слышу возражения: электрогитара же слышна и неподключенная! Ага, слышна, и слышим мы этот звук своими ушами. Даже микрофон можем поставить и записать этот звук. Но его не слышит магнитный звукосниматель! А ведь именно с него снимается звук. Попробуйте поставить на классическую гитару с нейлоновыми немагнитными струнами электрогитарный звукосниматель и послушать, что он выдаст в усилитель. Даже если там и будет какой-то звук, он утонет в шуме усилительного тракта и наводках от датчика. Но звук корпуса акустической гитары будет громок и прекрасен, если, конечно, музыкант играть умеет. А с электрогитарой то же самое, но наоборот.

Микрофонный эффект?

Есть такое дело, да. Механические колебания воздействуют на витки катушки, они двигаются относительно друг друга и магнитного сердечника и возникает какой-то ток. Микрофонный эффект можно попыться получить, постучав по звукоснимателю подключенной и хорошенько усиленной гитары. Даже если звук и получится, он будет очень тихий по сравнению со звуком струн. Но самое главное в том, что производители звукоснимателей делают все, чтобы уменьшить микрофонный эффект! Например, пропитывают катушки парафином, чтобы витки ни на чуть-чуть не двигались относительно друг друга. Так что в хорошем звукоснимателе микрофонного эффекта нет. Ну или почти нет.

Датчики резонируют вместе с корпусом!

Окей. Если предположить, что звукосниматель и корпус гитары – одно целое, то датчик и правда будет как-то колебаться от того, что струна передает часть своей энергии корпусу. Но попробуйте померить амплитуду колебаний струны гитары. Это несложно – положите под струны линейку, дёрните струну и посмотрите, на каких делениях будут края «силуэта» звучащей струны. Получится примерно миллиметра четыре. А теперь измерьте амплитуду колебаний корпуса гитары. Что, никак? Нет такой точной линейки? Или микроскоп нужен? Колебания корпуса гитары в десятки, если не сотни раз, меньше, чем колебания струн. Вот вам и их вклад в звук. И это, если не забыли, в идеальных условиях.

Ну а теперь посмотрите, как крепятся звукосниматели к гитарам типа страта или лес пола? Как вы думаете, эти пластиковые накладки, рамочки, винтики и пружинки тоже особые, резонирующие? Иначе как же в дорогих винтажных инструментах так хорошо может звучать дерево, передающее свои сакральные колебания датчикам? Что-то я не припомню, чтобы особо ушастые музыканты решительно объявляли «страты» незвучащими только потому, что в них нет акустической связи между звукоснимателями и корпусом.

Дешевые гитары в миксе не слышны!!!

Меняйте звукорежиссера, сразу станут слышны. Серьёзно. Любой, еще раз, любой инструмент можно сделать «звучащим», грамотно его обработав. И спектр поправить, и компрессию добавить, и прочего. Но при условии, что звук этот извлекается хорошо. Иными словами, если смена звукорежа не помогла – меняйте гитариста. Недожатые струны и вялая атака будет слушаться отвратно независимо от стоимости гитары и «музыкальности» её дерева.

Справедливости ради нужно отметить, что корреляцию между стоимостью гитары и качеством игры таки можно найти: на хорошо сделанной гитаре играть может быть легче, потому что отстроена она хорошо, струны низко, дребезга нет, фона тоже нет, и т.д. Да и стоимость гитары вместе с логотипом на грифе приятно греют душу гитариста и ускоряют пальцы, тут сомнений нет.

Я слышу дерево!

И при этом никто тольком не может объяснить, что именно особенное он слышит. Чаще всего такие заявления делают при сравнении, например, гитар с активными и пассивными звукоснимателями. И объективно лучший «активный» звук считают «неживым», в то время как «пассивный» – вот он, родной. Тот самый, с деревом. Прям как аудиофилы с их лампами и пластинками, но та болезнь уже хорошо изучена, поэтому не будем её тут обсуждать.

Для тех, кто всё еще слышит дерево, я предлагаю отличный тест, который раз и навсегда покажет, звучит ли дерево или нет. Нужно записать на хороший конденсаторный микрофон и сравнить (вслепую, конечно) звук разных не подключенных к усилителю гитар. Влияние всей электроники гитары и усилителя будет исключено, останется лишь звучание нашего любимого дерева. И если вдруг окажется, что дерево будет звучать только через усилитель, а в нашем тесте разницы не обнаружится, то, наверное, стоит начать изучать электромагнитные свойства дерева. А там уж и до нобелевки недалеко.

Не устану повторять: дорогие мои маленькие и не очень друзья, прекратите слушать дерево и кабели, начните слушать себя и свои игру. Учитесь усердно и упрямо, и в один прекрасный день услышите, как классно звучит ваша гитара в ваших же руках. А тут и деньги на фирменный инструмент подкопятся, и тогда можете сразу бежать за ним в магазин – заслужили.

Понравилось? Поделись с друзьями!

8 комментариев к «О вечном: почему дерево корпуса не влияет на звук электрогитары»

    1. Дедуль, преклонный возраст не дает вам права хамить на моем уютненьком, да и вообще. Но знаний свет мне дороже тёрок, так что отвечу на вопрос. Да, я ждал евангелистов секты Кузнецова, милости, значить, просим. Я читал «Акустику музыкальных инструментов». Вы, похоже, не читали ни ее, ни мою статью, потому что в Книге сказано, в частности, в главе 3.2: «Дека… служит для создания оптимальных условий передачи энергии колеблющейся струны окружающему воздушному пространству». Корпус электрогитары не должен оптимально (и не оптимально тоже) передавать энергию пространству. И тембр звучания зависит таки именно от свойств деки, потому что излучает звук она. Далее, в главе про гитару, дека её считается круглой мембраной, опирающейся на неподвижные опоры. Где в электрогитаре вы такое видели, а? Вы вообще знаете, что такое электрогитара?
      В общем, книга эта неприменима к цельнокорпусным инструментам.
      Сразу отвечу на последующие высказывания о Звуке, Мастерах и т.д. Скажите, пожалуйста, почему ни один более-менее известный мастер,такой, как Падалка и Лепский, например, не занимаются этой «подстройкой резонансов», хотя, вроде как, знания есть, и есть возможность уделать конкурентов? Почему «правильные» электрогитары тех, кто в это верят, неизвестны ни среди музыкантов, ни среди мастеров? Почему в зарубежной литературе об электрогитарах нет вообще информации об этих резонансах?
      А, ну да. Я, кажется, знаю. Корпорации не позволяют этим знаниям распространяться, потому что иначе неведомые мастера одной своей гитарой уделают годовую партию серийных «Стратокастеров» и все крупные фирмы разом разорятся. Ясно. Это многое объясняет.

      1. Надо же, даже не ожидал ответа, тем более, столь развёрнутого. Сейчас пишу книгу, в которой всё объясняю, вот по ходу работы и сюда снова заглянул. Да, лет 15-18 назад я был ярым адептом и проповедником секты невлияния. Писал статьи практически эти же самые, отличающиеся от ваших как рерайт. А потом удалял, удалял…
        В чём же ваша, и ваших адептов, и моя много лет назад, ошибка? В формировании звучания электрогитары, точнее, электронного сигнала на выходе, участвуют три фактора: струны, датчики, несущая. Три фактора создают треугольник связей. Связь струны-датчики никаких споров не вызывает, хотя многими понимается смутно. Связь несущая-датчики крайне слаба, это и является центровым аргументом невлияльщиков. Вообще-то при желании эту связь можно и усилить, но это ничего не даст в плане влияния на звучание. Только склонность к заводкам повысится.
        А вот связь струны-несущая невлияльщиками игнорируется, она словно не существует. А она существует, и порождает очень интересные процессы в струнах, которые и снимаются датчиками. Кстати, датчики тоже имеют резонанс, и этим резонансом создают примерно те же процессы в струне, что и несущая, в своём диапазоне частот. И ещё: эти же процессы протекают и в акустических инструментах.
        Как видим, законы формирования звучания одни и для боди, и для акустических корпусов.
        А откуда информация, что ведущие мастера ничего не настраивают? Что они об этом ничего не рассказывают? А более веских аргументов не найдётся? Прежде чем называть человека Мастером, спросите, умеет ли он устранять волчки. Если внимательно читали Кузнецова, знаете, откуда они берутся. И устраняются они именно подстройкой частот резонансов несущей.
        И конечно же, никаких секретов в части частот резонансов тех или иных деталей как акустик, так и электрух, нет. Лично я, после того, как убедился, что оно влияет, узнал эти частоты легко, всего у нескольких горе-мастеров вызвав истерику своими вопросами.

      2. Привет. У меня два вопроса:

        1) я не гитарист, но понимаю, что дерево меняет свойства от температуры, влажности, давления, соответственно сбивается настройка. И много зависит от качества и подготовки древесины (секретов производителей). Правильно я понимаю, что качественные гитары отличаются от некачественных в том числе качеством пиломатериалов?

        2) нафига тогда электрогитары вообще делают из дерева? Гораздо же проще и дешевле, и качественнее отливать из пластика. Пластик не размокает и не меняет свойства от изменений климата.

        Ну и контрольный вопрос — слышал, что кто-то когда-то стал клепать электрогитары из карбона. Это идеальный для электрогитар материал и можно сказать вечный — не бьется, не ломается, не размокает, не плесневеет. Один раз настроил и забыл. Но почему-то пипл не заценил. Почему?
        Говорят, что уж слишком идеальный звук. А вы как думаете?

        1. Привет, Дмитрий! Отвечаю.
          1) Дерево реагирует на изменение влажности окружающего воздуха. Впитывая в себя влагу или, наоборот, высыхая, оно немного меняет форму. Температура воздуха (если она не приближается к температуре горения) и его давление на дерево никак не влияет. Как сделать изделие из дерева стабильным – никакого секрета нет, это основы столярного мастерства, известные много лет. Для этого нужно хорошо просушить заготовки, напилить их так, чтобы не было сучков, дефектов, чтобы волокна были ровные и т.д., не буду уж вдаваться в тонкости. Такое изделие, во-первых, не скрутит винтом, когда оно досохнет, а деформация его либо будет компенсироваться, либо хотя бы станет предсказуемой. Кроме этого, известно, что деревяшки, которым несколько десятков лет, уже не так реагируют на изменение влажности. Ну и ясно, что, стремясь удешевить производство, есть соблазн поэкономить на сушке, на хороших заготовках и так далее… Вероятность этого выше, конечно, если гитара дешевая и непонятного бренда. Один из признаков «усыхания» гитары – торчащие по краям грифа лады, царапающие руки. Однако нужно понимать, что инструмент, собранный где-нить в Калифорнии или Азии, где жарко и влажно, там будет вести себя нормально, но, попав в нашу зиму, когда воздух сухой, может как раз усохнуть и скривиться. Но в общем да, правильные подбор заготовок и конструкция изделия – признак качественной столярной работы. А в случае с дешевым инструментом – может, повезет, а может и нет.
          2. Как ни странно, из дерева таки и проще, и дешевле. И красивее. Из пластика делают некоторые части корпусов, например, задняя часть и полуакустик Ovation. И переналаживать производство при уже отработанном техпроцессе изготовления инструментов из дерева производители не хотят – и так же все прекрасно работает. И гораздо проще менять конструкции инструментов из дерева – достаточно только перепрограммировать станки или даже просто дать чертежи мастерам, что руками их пилят, нежели делать новые прессформы для пластиковых гитар – и ремонтировать и переделывать их.
          Контрольный. Делали гитары и из углепластиков, и из прозрачного акрила. Но корпус-то и так стабильный, если мы говорим об электрогитарах. Даже если его чуть и поведет, особо это и не будет заметно. (Если будет – см.п.1, это серьезный косяк. Я про такое не слышал.) Гриф да, реагирует на влажность. И есть гитары с композитными грифами, Vigier, например. Но, опять же, это дорого и усложняет ремонт – лады менять, например. И я со своими четырьмя весьма неплохими гитарами – две электро, бас и акустика – не вижу смысла менять их на пластмассовые. Ну да, два раза в год нужно покрутить гайку анкера, гриф отвечает на изменение влажности. Но это все. Больше проблем нет. Мои гитары не размокают и не плесневеют. 🙂
          Насчет идеального звука – ну, это все от головы. Про звукосниматели EMG тоже говорят, что они слишком идеальные и в них «не слышно дерева» – а на самом деле они и правда идеальные, потому что активные, они не шумят и не ловят радио «Маяк», и поганый кабель звук не испортит.
          А еще музыкальная промышленность очень консервативна. До сих пор делают модели, придуманные 70 и больше лет назад, старательно повторяя их недостатки и косяки. И ничего, покупателям нравится. Диды играли ж, и мы будем. Я тоже, честно скажу, люблю каноны. Хотя знаю, что эти классические модели теле-страто-лесполов не только местами не идеальны, но и откровенно неудобны. Но, блин, все равно люблю их.

  1. информацию по классической гитаре как динамической
    системе можно найти здесь – ссылка удалена модератором.

    1. Уважаемый, а зачем нам информация о классической гитаре, еслы мы за электро тут топим?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наш сайт в каталоге manyweb.ru