Женщины с сямисэнами

Девять странных гамм для импровизаций

Бывает так, что всё на свете немного надоедает. Хочется того, чего еще не было. Мы уже рассказывали о том, что жизнь можно разнообразить, играя в открытом строев разных открытых строях). А вот еще неплохая идея – экзотические гаммы.

Гаммы, которые описаны в этой статье, звучат непохоже на традиционные (и доставшие уже) минорные и блюзовые пентатоники. Они придадут музыке восточный колорит и заставят её зазвучать по-новому. А уж если вы связали жизнь со стилями вроде джаз-фьюжн или прогрессив, без них совсем никак.

Все примеры представлены для тональности «ля» и играются в пятой позиции. Гаммы можно транспонировать вверх-вниз по грифу, тоника остается на шестой и первой струнах. Конечно же, их стоит разучить для нескольких позиций, чтобы не быть ограниченным (как вооон тот пионер на диване) одной «коробочкой». Кроме табулатуры будут показаны и ступени гаммы.

Дорийская #4 гамма

Гаммы с большой секундой между несколькими ступенями всегда звучат интересно. Мы взяли дорийскую гамму, которую часто играем вместо натурального минора, и повысили на полтона четвёртую ступень. Такую гамму также называют дорийской #11, а еще римской, украинской дорийской и мишеберах (таки еврейская музыка).

Получились занятно: у нас теперь есть и блюзовые, и восточные оттенки в одной гамме. Попробуйте поиграть ее под минусовку песни Allman Brothers Band «Whipping Post». Эта гамма хорошо ляжет на аккорды, входящие в минорную или дорийскую гамму.

  • 1 — 2 — b3 — #4 — 5 — 6 — b7
e|-----------------------------5-7-8-|
B|-----------------------5-7-8-------|
G|-------------------5-8-------------|
D|-------------5-7-9-----------------|
A|-------6-7-9-----------------------|
E|-5-7-8-----------------------------|

Египетская пентатоника

Мы вроде бы говорили о том, что неплохо бы выйти за рамки стандартных аппликатур? Ну, сейчас мы вернемся назад. Египетская пентатоника – на самом деле та же минорная, но сыгранная от пятой ступени. Она напоминает натуральный или миксолидийский минор, но без 3 и 6 интервалов. Поэтому она хорошо звучит и в минорном, и в доминантовом контекстах. Немного необычно, но и правда работает.

  • 1 — 2 — 4 — 5 — b7
e|--------------------------------5--7-|
B|--------------------------5--8-------|
G|-----------------------7-------------|
D|--------------5--7--9----------------|
A|--------5--7-------------------------|
E|--5--7-------------------------------|

Фригийская доминантовая гамма

Старая добрая фригийская гамма, но с мажорной третьей ступенью. Всего одно изменение – и гамма полностью теряет структуру минорного аккорда. Её можно использовать в соло на последовательность минорных аккордов, которая заканчивается на доминанту пятой ступени, как в андалузской последовательности (I–VII–VI–V). На доминантовом аккорде тоника гаммы должна совпадать с тоникой аккорда.

  • 1 — b2 — 3 — 4 — 5 — b6 — b7
e|------------------------------5-6-9--|
B|------------------------5-6-8--------|
G|--------------------6-7--------------|
D|--------------5-7-8------------------|
A|--------5-7-8------------------------|
E|--5-6-9------------------------------|

Хирайоши – японская гамма

В ней всего пять нот, так что правильнее будет назвать её пентатоникой. Но это не та обычная пентатоника, которую мы привыкли играть в блюзе и роке. Её издавна играли на сямисэне (такой японский трехструнный инструмент), а сейчас можно применить в джазе или ином «экспериментальном» жанре. Звучит классно.

  • 1 — b2 — 4 — b5 — b7
e|--------------------------------5--6-|
B|-----------------------------8-------|
G|-----------------------7--8----------|
D|--------------5--7--8----------------|
A|--------5--6-------------------------|
E|--5--6-------------------------------|

Индийская гамма – эолийская доминантовая

Обычно мы строим гаммы от стандартных мажорных и минорных. А вот эта гамма не лезет ни туда, ни сюда, потому что у нас тут эолийский (натуральный) минор, но с мажорной терцией. Минорная шестая ступень звучит довольно меланхолично, а минорная седьмая добивает завершает картину.

  • 1 — 2 — 3 — 4 — 5 — b6 — b7
e|-----------------------------5-7-9-|
B|-----------------------5-6-8-------|
G|-------------------6-7-------------|
D|-------------5-7-9-----------------|
A|-------5-7-8-----------------------|
E|-5-7-9-----------------------------|

Уменьшенная гамма

Все мы любим зловещее звучание уменьшенных (dim) аккордов. А уменьшенная гамма, как ни странно, на самом деле октатоническая, то есть в ней восемь, а не семь ступеней. Правда, толку от них не очень много. Эту гамму можно услышать в джазовой музыке, когда в гармонии встречаются уменьшенные аккорды.

Есть две версии этой гаммы, одна начинается с тона, другая – с полутона.

  • 1 — 2 — b3 — 4 — b5 — #5 — 6 — 7
e|--------------------------------5-7-8-|
B|----------------------------6-9-------|
G|----------------------5-7-8-----------|
D|----------------6-7-9-----------------|
A|--------5-6-8-9-----------------------|
E|--5-7-9-------------------------------|
  • 1 — b2 — b3 — b4 — b5 — 5 — 6 — b7
e|---------------------------------5-6-8-|
B|-----------------------------7-8-------|
G|---------------------5-6-8-9-----------|
D|---------------5-7-8-------------------|
A|---------6-7-9-------------------------|
E|-5-6-8-9-------------------------------|

Персидская гамма

Наверное, это самая странная гамма, с которой вам приходилось сталкиваться (после совсем уж непонятной локрийской, конечно). Как ясно из названия, её звучание напоминает средневосточные мелодии. Интересно, что она построена на не совсем «прямом» аккорде Maj7b5 и разбавлена по-восточному пряными хроматизмами.

  • 1 — b2 — 3 — 4 — b5 — b6 — 7
e|------------------------------5-6-9--|
B|--------------------------6-9--------|
G|--------------------6-7-8------------|
D|--------------6-7-8------------------|
A|--------5-6-8------------------------|
E|--5-6-9------------------------------|

Двойная гармоническая, или византийская гамма

Эта гамма сама по себе необычна, и вдобавок содержит две большие секунды. Если заменить в ней минорную 7-ю мажорной, то этой гаммой можно для разнообразия заменить фригийскую доминантовую.

  • 1 — b2 — 3 — 4 — 5 — b6 — 7
e|------------------------------5-6-9--|
B|------------------------5-6-9--------|
G|--------------------6-7--------------|
D|--------------5-7-8------------------|
A|--------6-7-8------------------------|
E|--5-6-9------------------------------|

Двойной гармонический минор, или венгерская гамма

Эта гамма – та же византийская, но сыгранная от четвертой ступени. Её называют венгерским или цыганским минором. Тут есть две большие секунды – 3–4 и 6–7 ступени, и трехнотная хроматическая последовательность. Её можно забавы ради играть вместо натурального или гармонического минора.

  • 1 — 2 — b3 — #4 — 5 — b6 — 7 
e|-----------------------------5-7-8-|
B|-----------------------5-6-9-------|
G|-------------------5-8-------------|
D|-------------6-7-9-----------------|
A|-------6-7-8-----------------------|
E|-5-7-8-----------------------------|

Оригинал статьи

Понравилось? Поделись с друзьями!

4 комментария к «Девять странных гамм для импровизаций»

  1. Ваша уменьшеннная гамма, известна как «гамма Римского-Корсакова», Яворским обозначена как ЛАД (поинтересуйтесь в любом учебнике об элементарной теории музыки, в чем отличие термина лада от термина гаммы). И, уж если вы пишите о гаммах как о инструктивном материале, таки все исполнители»гоняют» гаммы от тоники до тоники. «Учись студент» — «Операция Ы, и др. приключения Шурика».

    1. Ага, и гитаристы, как и прочие музыканты, играют лады, а не гаммы. Яворский в какой группе играл, не подскажете?

  2. Добрый день! Хорошая статья, случайно попалась мне в гугле, когда искал для студента интересные примеры использования дважды гармонического мажора. Здорово, что есть примеры и табулатуры — начинающим и любителям точно будет интересно. Но, действительно, есть пара чисто терминологических моментов — не в обиду Вам, но все же хочется прокомментировать.
    Выше коммент про лады/гаммы — в устоявшейся русскоязычной терминологии про многие из перечисленных Вами «гамм» действительно чаще говорят «лад». Да и даже в англоязычной, хоть и более спокойное отношение к этому, но чаще можно встретить название «Dorian mode», чем «Dorian scale». Но это лично меня мало беспокоит в Вашей статье — до тех пор, пока всем понятно, о чем речь, может быть не так уж критично, лад или гамма.
    Но вот когда Вы пишете «большие секунды», вот тут возникает вопрос — так а обычно-то у Вас в гамме какие? Если имеется в виду интервал в три полутона, то это увеличенная секунда. Большая = 2 полутона, малая = 1. Обычно звукоряды состоят из малых и больших, а появление увеличенной, как у вас верно отмечено, но неверно названо, вносит какое-то особое звучание.
    Ну и второй момент, что у «Индийской гаммы» есть более простое, понятное и устоявшееся название — мелодический мажор. По аналогии с мелодическим минором, у которого нижний тетрахорд минорный, а верхний мажорный. Здесь так же, только наоборот — нижний мажорный, верхний минорный. Думаю, так запомнить такой звукоряд новичку/любителю будет проще, тем более если изучать их в паре — мелодический минор и мелодический мажор.
    Еще в дважды гармоническом мажоре («византийском») опечатка в табулатуре — на 5 струне должно быть 5 (ре), а не 6 (ре-диез), если верить описанному строению 1-b2-3-4(!) и далее. Ну и через октаву у Вас там ре, так что думаю здесь просто опечатка.
    И еще, наверное, я бы упомянул о том, что Dorian #4 и Phrygian Dominant — это «обращения» гармонического минора. Но это, конечно, уже автор сам решает, так что не в претензию.

    С уважением к Вашему труду!

    1. Благодарю за хороший и серьезный комментарий, я честно старался, но огрехи перевода попадаются.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наш сайт в каталоге manyweb.ru