Чистим звук (часть вторая)

Продолжение статьи о том, как добиться хорошего звука в некрутой студии. Первая часть «Чистим звук» – здесь.

Проверка на входе

Сигнал от микрофона идет в предусилитель – там у сигнала появляется ещё один повод ухудшиться. (На самом деле, до усилителя есть ещё и микрофонный кабель, но это отдельная история.) Многие из нас записывают музыку «в пульт» – это не самая лучшая идея. Идеальных пультов не бывает, и между микрофонным предусилителем и магнитофоном сигнал обычно проходит штук через шесть операционных усилителей. Cпрашивается, зачем? Чаще всего мы посылаем микрофонный сигнал на одну дорожку, так что всё, что после предусилителя (панорама, сабмастеры на несколько каналов и т.д.) нам не нужно. Да и вообще, можно получить гораздо более чистый сигнал, если взять его с выхода петли (insert) канала микрофона и подключить прямо к записывающему устройству. Это работает даже на очень дорогих пультах, которые, к слову, могут стоить как хорошая спортивная тачка или квартирка в центре Нерезиновой!

А у нас, скорее всего, не очень дорогой пульт. В цепи смешения сигналов там наверняка дешёвые и сердитые операционники, которые и дают тот характерный для маленьких студий «хрустящий» звук. Так что хотя бы сделайте, как я советовал: берите звук сразу с выхода микрофонного предусилителя, этим вы спасете себя от нескольких стадий с искажениями.

Начало хорошее, но для крутой записи этого мало. Одна из характеристик действительно классного звука – сочетание чистоты и динамики, которое обычно называют «мощным звуком». Я знаю один секрет: чтобы получить такой звук, не нужно ничего добавлять в исходный сигнал. Конкретнее – не нужно туда добавлять треск и перегрузки дешёвых усилителей. Нужно просто взять отличный микрофонный пред, который усиливает без искажений – Neve, Manley и подобные. Но тут мы опять вспоминаем про дорогие тачки и квартиры с видом на оплот, так что нужно придумать что-то другое.

Большую часть времени в студиях записывают по одной или двум дорожкам за раз, накладывая один инструмент на другой. Музыканты тут не могут играть вместе, как единое целое, но что ж делать, так бывает рациональнее. И у нас есть отличная возможность заметно улучшить качество записи: купим хороший двухканальный микрофонный пред и будем писать через него. Тем более, что сейчас в продаже появились весьма хорошие усилители, за которые не нужно отдавать один или более жизненно важных органов: Grace Design m101, Great River, Millennia Media HV3… (На самом деле эти усилители стоят порядка 700-1000 долларов, что довольно дорого, однако за упомянутые выше Neve придется выложить раза в три больше денег, да и вторичный рынок никто не отменял. Прим. редактора)

Конечно, к «нехрусткому» звуку этих усилителей нужно привыкать. Поначалу может показаться, что в нём не хватает верхов, но потом вы поймёте, что то, чего теперь нет – это не верхняя часть спектра звука, а высокочастотные искажения, знакомые нам по дешёвым усилителям. Ну и никто не мешает прибавить верха эквалайзером, грязи это не добавит.

В общем, хорошие ламповые усилители мне нравятся больше всего, но и полупроводниковые Grace и Millennia тоже звучат очень неплохо. Но я не имею в виду те полупроводниковые усилки с ламповыми каскадами перегруза, которые зачем-то тоже называют «ламповыми предусилителями». Они искажают звук так же, как и дешёвые полупроводники, а лампа добавляет свою собственную, тёплую грязь. Фууу~

Теперь – как проверить микрофонный пред. Я записываю через него акустическую гитару, басовый барабан и тарелки (по очереди, конечно, а не одновременно). Я слушаю, нет ли у гитары излишних призвуков от медиатора и дребезга о лады. Это явный признак высокочастотных интермодуляционных искажений. Тарелки должны сохранять свой натуральный блеск звука без искажений. Если на них играли щётками, должны быть слышны удары отдельных нитей, а удары палочек – чёткие вместе со звоном тарелки. Удар басового барабана должен быть тугим и чувствоваться телом даже в записи (конечно, если он и вживую звучит так же).

Фред Форсселл, который работал в Millennia Media, напомнил мне об ещё одном жестоком тесте аппаратуры. Нужно взять связку ключей и потрясти ею перед хорошим конденсаторным микрофоном, следя за тем, чтобы не было перегрузки. Годное оборудование позволит услышать звон каждого ключа, а плохое – смешает все звуки в кучу белого шума. Поверьте мне, это насилие над усилителем быстро даст знать, кто есть кто.

Если выбирать из нескольких усилителей, я, предварительно выставив эквалайзеры в ноль, взял бы наименее яркий. Это будет, скорее всего, именно тот, который добавит в звук меньше всего собственной грязи. Кстати, слушать микрофонные усилители лучше в записи, а не живьём: искажения аналого-цифрового преобразования работают как увеличительное стекло для всех недостатков усилителя. Об этом стоит рассказать подробнее.

Оцифровка

Переход от аналогового сигнала к цифре – наверное, самая сложная задача во вселенной звука и главный источник проблем. Преобразователь может исказить сигнал аж тремя путями:

  1. Аналоговые искажения. Они появляются в буферных усилителях АЦП. Не так давно в качестве буферов применялись недорогие микросхемы серий TL080, которые портили звук. В дополнение к этому микросхемы АЦП иной раз перегружали эти буферные усилители, заставляя их работать в неудобном для них режиме.
  2. Нелинейность преобразования. Это неточное преобразование сигналов малых амплитуд, например, моменты перехода через ноль и затухание сигнала, в особенности его эха. Из-за плохой обработки тихих сигналов ранние цифровые записи звучат по-особенному сухо. Современные же АЦП гораздо линейнее, после них искажёнными становятся сигналы уровня от -70 дб. Пришествие однобитных скоростных АЦП и подмешивание шума здорово улучшило ситуацию. Но все равно эта задача остается нерешённой до конца, и дешёвые АЦП могут обильно «приукрасить» своими искажениями верх звукового частотного диапазона.
  3. Джиттер – нестабильность тактового генератора, по которому АЦП берёт отсчёты сигнала. Джиттеру можно посвятить отдельную статью; нам сейчас достаточно знать, что джиттер на стадии записи загрязняет звук и, если он там оказался, удалить его невозможно. Чем лучше преобразователь, тем меньше его джиттер. (Спасибо компаниям вроде Apogee, Antelope Audio и прочим, их усилиями стоимость нормальных АЦП с каждым годом становится дешевле и дешевле.)

Как же с этим всем бороться? Терпеть не могу говорить такое, но придётся: здесь рулят деньги, потраченные на хорошее «железо». Новый, более совершенный (и более дешёвый!) интерфейс будет звучать гораздо лучше своих предков, и общее качество записи от этого сильно выиграет. (Это работает и у нас, диванщиков – компьютерных гитаристов. Когда я сменил древнюю, измученную USB-звуковушку M-Audio Fast Track на менее древнюю Lexicon Alpha, был приятно обрадован улучшившимся звуком. А когда и эта померла, купил Rode AI-1 и вообще счастлив. – Прим. редактора)

А вот такой вопрос: правда ли, что запись, сделанная в недорогой цифровой рекордер или в компьютер, будет звучать хуже, чем если бы то был огромной многодорожечный студийный магнитофон?

Ни фига! Одно поистине спасительное преимущество цифровой записи в том, что её качество не зависит от того, где она хранится – будь то сетевое хранилище, ноутбук, флешка из ближайшего ларька или даже глиняные таблички с записанными цифрами (если есть устройство, способное их на неё записать и считать).

Это важно: качество необработанного цифрового сигнала зависит только от качества АЦП и ЦАП-ов. Точка. (Есть, конечно, джиттер в плохих цепях передачи данных, но это другая история. В любом случае, хороший ЦАП не будет портить звук джиттером.)

До недавних пор высококачественные преобразователи были доступны лишь вместе с самой крутой аппаратурой: профессиональными мультидорожечниками и отдельными АЦП. Но сейчас, хвала Одину, цены на АЦП падают синхронно с ростом их качества. Я, конечно, не мог проверить все продающиеся сейчас аппараты, но, если они столь же хороши, как и те, с которыми я знаком, то эти АЦП вполне могут дать вам профессиональное качество записи во всю силу своих двух дорожек. Опять же, два канала не стеснят вас в возможностях. Нам не нужно больше, ведь пишем-то обычно одну или две дорожки за раз.

Как я проверяю АЦП? Моя любимая пытка (причем не только для аппаратуры) – игра на мандолине. Быстрые переходные процессы звука двойных, высоко настроенных струн отлично стимулируют высокочастотные интермодуляции, при этом нет низких частот, которые бы их маскировали. Звуки мандолины, пропущенные через поганый АЦП, вроде тех, что стояли в мультидорожечниках первого поколения, будут окружены этаким ореолом искажений, изменяющимися вслед за уровнем сигнала; это похоже на модуляционные искажения плохого ленточного магнитофона. Можно и тут позвенеть ключами – хорошая система даст услышать каждый удар ключа о ключ. Стоит проделать эти тесты и с высоким, и с малым уровнями сигнала: некоторые АЦП больше искажают тихие звуки.

Последняя миля

Итак, мы разобрались с самым сложным и получили минимально испорченную искажениями запись. Думаете, это всё? Нетути. У нас впереди еще и сведение.

В лучших студиях Филадельфии (и прочих мест на Земле) дорожки почти всегда сводят на аналоговой аппаратуре с самыми лучшими внешними обработками и пультом, который занимает всю комнату и стоит как … ну вы поняли. Конечно, такие пульты добавляют в звук грязи гораздо меньше, чем маленькие и недорогие. Они часто собраны на дискретных компонентах, или же на лучших интегральных операционниках. Такое мы не потянем.

Оптимальная стратегия для недорогой студии – работать в холодной, неживой цифре. Это будет гораздо лучше, нежели сводить на пульте, хоть и богатом функциями, но в общем не очень хорошем. Современный софт для Mac и Windows не менее богат возможностями, но работать с ним все проще. Кое-какие алгоритмы обработки звука из дорогущих «железных» процессоров доступны как дополнения к этим цифровым студиям, и мы получаем то же отличное качество обработки без лишних преобразований в цифру и обратно. Ну и многие «железки» оборудованы цифровыми входами и выходами, с помощью которых их можно подружить с компьютером.

Самое ли лучшее ли это решение? Пожалуй, нет. Действительно хорошая аналоговая студия сделает нашу цифру на раз-два (Точнее, на ноль-один, хехе. – Прим.редактора), особенно если она обрудована, например, 24-дорожечным магнитофоном. Но современные цифровые технологии сведения весьма неплохи, и работать в цифре всяко будет лучше, чем преобразовывать сигнал в аналог, прогонять его через плоховатый пульт и оцифровывать снова…

… При условии, что вы умеете правильно работать с сигналом в цифре – то есть трогаете его как можно меньше. Любая меняющая форму сигнала манипуляция – потенциальная угроза появления искажений из-за несовершенных алгоритмов цифровой обработки. Избегайте соблазна «нормализовать» дорожки перед сведением; лишняя обработка добавляет ошибки округления, которые накапливаются, как снежный ком. При возможности – комбинируйте обработки. Если нужно изменить уровень и эквализировать дорожку – делайте это одной операцией, так умеют большинство программных эквалайзеров. Не делайте дополнительных обработок только потому, что можно их сделать.

Итак, с чего начнём?

Спустимся на землю и подумаем, как нам улучшить качество того, что у нас есть. Беда в том, что мы всегда находим более важные поводы потратить деньги, чем покупка студийного оборудования.

В большинстве случаев самым выгодным приобретением станет новый микрофонный усилитель. Разница между дешёвым и хорошим усилителем вас очень удивит. Следующим пунктом я бы поставил покупку микрофонов – пары хороших, не сипящих конденсаторных и пары динамических. Потом – новый АЦП, двухканальный или сразу на весь пульт. И, наконец, я советую серьезно изучить современные компьютерные цифровые студии. С каждой новой версией она становятся все универсальнее, а компьютеры тем временем получают все больше мощности для обработки цифровых данных, так что разницу в качестве звука между старым и новым софтом сложно не услышать. Вместе с хорошим железным оборудованием все это даст нам отличное качество при не такой уж безумной стоимости.

Так что, будет у нас своя маленькая Abbey Road или Downtown? Ну, скорее всего, нет. Как минимум, размер имеет значение – маленькая комната ограничивает наши возможности, и это тема отдельной статьи. Надеюсь, мне удалось показать, как аккуратно подобранное оборудование приблизит нас к качеству коммерческих студий, но только с двумя дорожками за раз. Нужно лишь внимательно следить за всеми слабыми местами, где может потеряться качество наших записей.

И, само собой, если не поставить правильный микрофон в правильное место перед правильным инструментом, даже лучшая электроника в мире не спасет вас. Это и значит быть профессионалом, это значит слушать и слышать музыку своими ушами, это и есть настоящая студия звукозаписи.

Оригинал статьи
Перевод Roundwound.ru © 2022

Понравилось? Поделись с друзьями!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наш сайт в каталоге manyweb.ru