Электрогитарный звук для самых маленьких. Часть 1 — звукосниматели

Неожиданно для меня оказалось, что начинающие гитаристы частенько не знают, как получается  «тот самый» звук. Причем такое случается довольно часто – когда ты разбираешься в чем–то хорошо (ну, или так думаешь), многое кажется очевидным и понятным, но для новичка это совсем не так. Исправляюсь и пишу о том, откуда берется электрогитарный звук и как он становится именно таким, каким мы его любим и желаем иметь у себя на диване в гитаре.

Нам, диванным и не очень гитаристам, повезло. Электрогитара – потрясающе гибкий инструмент, способный достойно украсить своим звуком любой стиль музыки – от джаза и кантри до сверхтяжелого металла и интеллектуальной электроники. Но эта гибкость достигается не столько конструкцией самой гитары, сколько разнообразными методами обработки звука. Начнем по порядку. И да, напоминаю, что статья эта написана мною для лучшего в Ойкумене гитарного сайта roundwound.ru, и, если вы читаете её где-то в другом месте, значит статью бессовестно стырили.

Мы, надеюсь, уже поняли, что электрогитару нужно подключить к усилителю или в компьютер. Итак, мы дёрнули струну. Эм… рано. Начнём с того, что представим электрогитару как кусок дерева с натянутыми струнами – для простоты. На самом-то деле форма гитары, материал, из которого она сделана, конструкция колков, бриджа почти не влияют на звук. Их предназначение – как раз таки натянуть струны, не давать им терять свое натяжение и расположить их так, чтобы было удобно играть. Конечно, если компоненты гитары сделать из ваты, это очень сильно повлияет на звук вплоть до его полного пропадания. Но мы верим, что гитара у нас сделана из нормальных, твёрдых деревяшек и металлов. (Вата в пальцах и мозгах гитариста тоже портит звук. Очень сильно портит. – Прим. редактора)

Из-за того, что электрогитара – не акустический инструмент, корпус и прочие её части не участвуют в образовании звука. Чтобы получить звук, на гитару ставят штуки под названием звукосниматели. Звук в них возникает сразу в виде электрических колебаний. А почему? Потому что струны гитары сделаны из стали, а звукосниматель – катушка из проволоки, намотанной вокруг магнита. Или нескольких магнитов. Когда около такой катушки двигается магнитный же предмет – как струна – в ней возникает электрический ток, который, гм, продолжает возникать в зависимости от колебаний струны и синхронно с ними.

Звукосниматель гитары "Орфей"
Хтоничный звукосниматель болгарской гитары «Орфей». Три магнита на шесть (а если бас-гитара – то на четыре, ага) струн, вокруг них катушка из тонкой проволоки. Жуть, но работает.

Отсюда следует, что струны для акустической гитары, которые делают не только из стали, но и из немагнитных сплавов типа бронзы, и тем более струны для классических гитар, не будут слышны через звукосниматель. Но на самом деле что-то может быть услышано – акустические струны все-таки частично стальные, а нейлон, хоть и слабо, может заставить колебаться витки проволоки катушек звукоснимателей, и там опять таки возникнет звук. Причем даже если стукнуть по корпусу электрогитары без струн, стук этот отзовётся в усилителе. Это называется микрофонный эффект – звукосниматель начинает воспринимать «немагнитные» звуки. Чтобы это безобразие не выходило за рамки, катушки звукоснимателей пропитывают парафином.

Пара слов о звуке. Говоря об электрогитарах, под «звуком» мы имеем в виду и то, что слышим ушами, и электрические колебания внутри гитарной электроники. И этот звук мы не слышим, пока колебания не доберутся до динамиков. Видите, как интересно? Суслика звука мы ещё не слышим, а он уже есть.

…И вот в звукоснимателях уже начинает возникать этот электрический, особенный звук. Начнём с того, что звукосниматели бывают разные. Самая заметная разница – число катушек. Есть датчики с одной катушкой, их называют синглы. Есть с двумя – хамбакеры (humbucker, «борцун с шумом»).  Датчики с двойной катушкой придумали для того, чтобы в гитару не лез шум-фон переменного тока. Фон этот есть везде, где проложены провода сети переменного тока. Гитара работает как антенна, принимая этот фон и передавая его в усилитель. Не вдаваясь в душную физику, скажу только, что эти помехи в двух катушках звукоснимателя сами себя нейтрализуют.

Хамбакеры делают разных конструкций. Они бывают и обычными, которые выглядят как два сингла, и узкими, шириной с сингл. Причем катушки там могут располагаться и рядом, и друг над другом. И быть без магнита внутри – то есть одна катушка с магнитом ловит звук со струн, а вторая занимается только подавлением помех. Иными словами, нет предела инженерной фантазии.

Гитара Fender Esquire
Гитара Fender Esquire. И у нее единственный звукосниматель-сингл. Обратите внимание на металлическую «пепельницу», в которой стоит звукосниматель.
Синглы и хамбакер
А здесь очень универсальное сочетание датчиков: два сингла и хамбакер.

Ну а звук-то как? Ещё как. Синглы и хамбакеры сильно различаются своим звуком. Их конструкция не точно передаёт колебания струны, а  усиливая одни частоты и ослабляя другие.  У синглов звук более звонкий и резкий. Хамбакеры играют более «жирно» и мягко.  Из-за этого и отсутствия помех они лучше годятся для тяжёлого перегруженного звука.  Так что тип звукоснимателей гитары уже заметно влияет на её звук. Причем из хамбакера можно сделать сингл – просто разъединить катушки и взять сигнал с одной из них. Чуть позже мы и этим займёмся.

Звукосниматель на гитаре Gibson ES-335
Хамбакер под металлической крышкой на гитаре Gibson ES-335. Крышечка немного приглушает высокие частоты.

Дальше – тоньше. Кроме конструкции звукоснимателя, на его звук влияют и магниты, которые в них стоят, и металлические детали – от них зависит форма магнитного поля звукоснимателя и, следовательно, отклик его на колебания струн. Это могут быть и крышки на датчиках, и «пепельница»– бридж «телекастера»… Но что точно не будет влиять на него – металл, из которого сделаны лады, клей, которым они вклеены, сорт дерева, из которого сделан гриф, способ его крепления к корпусу. Что бы вам не рассказывали блогеры в этих ваших ютюбах.

Не, косяки в конструкции гитары, безусловно, звук наш испортят. Тот же плохо приклеенный лад заглушит звук прижатой на нём струны, она не будет звучать долго – сустейн уйдет, как говорят матёрые диванщики. Но, ещё раз напоминаю, мы говорим о хорошо сделанной гитаре. И статья наша зовётся не «Что портит звук гитары», хотя это тоже интересная тема.

Дальше наш электрический звук направляется в темброблок гитары – электронную схему, задача которой в самом простом случае – по желанию гитариста убрать из звука немного высоких частот, проще говоря – сделать его глуше. Им пользуются не так часто, но иногда он бывает полезен, например, чтобы нарулить фирменный звук Эрика Клэптона. Есть и более сложные темброблоки – активные эквалайзеры с батарейками.  Ими можно крутить звук более гибко, не бегая к усилителю или пульту.

Там же переключаются сигналы со звукоснимателей: можно смешать звук с двух или трех (или сколько их там на вашей гитаре), можно разъединить катушки хамбакеров и дать им работать как синглы.

Зачем переключать? А затем, что звук, снятый с разных участков струны, различается тембром. Звукосниматель у бриджа звучит более резко и ярко, у грифа – более полно, округло, гуще… в общем, сами понимаете. Тот, что посередине, звучит… никак. Ричи Блэкмор, например, вообще его убирал. Но его можно соединить с тем, что у грифа — так Джими Хендрикс играл свои эпичнейшие «Крылышки», или с бриджевым – получится весёлый такой фанковый ритм-звук.

Схем переключения звукоснимателей гитар есть много, а некоторые музыканты придумывают свои собственные. Например, на «Лес Поле» Джимми Пейджа оба хамбакера переключаются в синглы, что, вообще говоря, необычно для «тёплого звучания красного дерева», коим славятся «Лес Полы».

Темброблок гитары Gibson SG
Относительно простой темброблок гитары Gibson SG. По регулятору тембра и громкости на оба звукоснимателя, и их переключатель на три положения, именуемый по традиции «Ритм, соло». И что-то между ними в среднем положении тумблера, когда включены оба датчика.

Тут мои самые любимые читатели наверняка восторженно возопят: а как же активные звукосниматели? Вот они звучат слишком бездушно, у них не тот звук? Ага, конечно, не тот. Активный звукосниматель – тот же сингл или хамбакер, но с не особо мощными магнитами и со встроенным усилителем. Такие звукосниматели опредёленно выигрывают у обычных, пассивных. Они лучше защищены от помех и лучше согласуются с длинными кабелями. Поэтому и звучат они более чисто, без столь милых сердцу диванного гитариста помех.

Если серьезно, это, конечно, сильно субъективно. Не стоит слушать чужие оценки «качества» звука гитары, а лучше самому ее послушать, желательно вживую. А еще лучше поиграть на ней, возможно, вы неожиданно услышите именно ваш звук и найдете вашу гитару, на которой будет очень здорово играть. А не это ли главное – получать удовольствие от своей музыки?

Продолжение следует.

 

 

 

 

 

 

Понравилось? Поделись с друзьями!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наш сайт в каталоге manyweb.ru