Вклеенный или привинченный? Какое крепление грифа лучше

Обычно считают, что тип крепления грифа к корпусу электрогитары влияет на ее звук. Так ли это? И вообще, зачем столько сложностей с этим? Сейчас разберемся.  А заодно узнаем, почему и гриф, и корпус электрогитары лучше делать из нескольких кусков.

Конечно, с точки зрения как эстетики, так и любителей «звучащего дерева», лучше всего делать корпус гитары вместе с грифом из цельного куска дерева. Но это очень сложно. Во-первых, найти деревянную заготовку большого размера и высокого качества – то есть с ровными волокнами, без сучков и дефектов – уже та еще задача. Во-вторых, большая часть этой заготовки пойдет в отходы,  так что наш инструмент станет еще и очень дорогим. Ну а в-третьих – дерево само по себе не очень стабильный материал, и изделие из одного куска с высокой вероятностью будет коробиться при изменении влажности воздуха (а в наших сибирях влажность может скакать от 30 процентов зимой до 70 летом).

Тем не менее, гитары успешно делают в виде такого цельного куска, где гриф и корпус – одно целое. Такой гриф называют «сквозным«. Но это не единый кусок дерева, а конструкция, вырезанная из нескольких склеенных заготовок разной ширины. Если правильно подобрать и эти заготовки по структуре волокон дерева и склеить их так, чтобы их возможное коробление взаимно компенсировалось (говоря проще, сложить заготовки так, чтобы одну вело, скажем, налево, а другую –направо; опытный мастер по направлению волокон и слоев дерева всегда понимает вероятные проблемы с деревом), то наша гитара будет (в теории) относительно стабильна при изменении влажности. Но сквозная конструкция тоже требует длинных деревяшек хорошего качества, а еще такие гитары сложнее в ремонте именно из-за их «монолитности». Например, не получится изменить угол установки грифа в корпус, если его все-таки начнет вести.

Гитара со сквозным грифом
Странная гитара со сквозным грифом из переклеенных деталей. Правда же, красиво?

Упростить жизнь мастерам, собирающим и ремонтирующим гитары, помогают более гуманные конструкции грифа. На гитарах типа Les Paul гриф вклеивается в паз корпуса, причем чем длиннее та часть грифа, что внутри гитары (так называемый «шип»), тем надежнее соединение. Однако и тут есть сложности — например, отверстие под звукосниматель оказывается аккурат на месте этого шипа. Для сборки такой гитары уже не нужно искать дорогие длинные деревяшки, однако ремонтировать их тоже сложно. Но можно, как, например, делали с гитарой Брайана Мэя – он гриф тоже приклеивал, причем на совесть.

Les Paul с вклеенным грифом
Типичный Gibson Les Paul с вклеенным грифом

Третий вариант – самый простой и популярный. Так называемый «болчёный» (по-английски bolt-on) гриф вставляется в паз корпуса и просто привинчивается несколькими шурупами или, если гитара подороже, болтами в резьбовые втулки в грифе. Такой гриф легко снять для ремонта или даже полной его замены, а если потребуется изменить угол его установки – в крайнем случае можно подложить под пятку грифа прокладку. Ну а так как детали гитар типа «стратокастера» по большей части стандартны, никто не мешает менять грифы наших гитар, если они совсем плохи ну или просто вдруг захотелось.

Привинченный гриф
Гитара с привинченным грифом. Металлическая пластинка выравнивает нагрузку на корпус и не дает ему трескаться. Но ее может и не быть

Но ладно, с механикой мы разобрались. Это все очень интересно (не интересно, занудно, скучно, лучше бы в тикток потупил – нужное подчеркнуть), но главное-то – как это влияет на звук гитары? Вот еще ж на гитарплеере писали, что болчёный гриф дает звук резкий и с четкой атакой, а вклеенный обеспечивает долгий сустейн.  Сквозной гриф, надо думать, наш сустейн еще больше удлиняет. Но, хорошие мои, я скажу вам правду и вы, пожалуйста, не огорчайтесь: способ крепления грифа не влияет на звук гитары. Равно как и дерево, из которого сделана гитара, тоже не влияет на ее звук. Гриф гитары должен быть приделан к корпусу хорошо, то есть жестко и прямо. А как именно – значения не имеет. Точнее, имеет, если гитару нужно чинить, так что у привинченной конструкции тут есть преимущества. Любители глубоко вникать в «акустику музыкальных инструментов» начнут тут говорить и жесткости соединения, твердости металлических болтов, напряжениях внутри грифа от шурупов, но они забывают простую истину: электрогитара – не акустический инструмент, и физика корпуса не влияет на обертоны звука. Она может только ухудшить звук, если что-то где-то болтается или мешает колебаться струнам.

Ну а почему же считают, что вклеенный гриф улучшает сустейн, а привинченный – атаку? Да по той же причине, по которой красное дерево у них звучит тепло, а ольха – ярко. Долгий сустейн и теплота звука «лес пола» объясняется не деревом и приклеенным грифом, а звукоснимателями, обработкой звука и манерой игры тех, кто предпочитает такие гитары. Равно как и атака «-кастеров» – следствие не шурупов, а датчиков-синглов и более легких стилей музыки. А вот о звонком звуке Джимми Пейджа («Гибсон Лес Пол») и тяжелый саунд Ричи Блэкмора («Фендер Стратокастер») почему-то никто не вспоминает. Так что не парьтесь, мои маленькие друзья, о способе крепления грифа, а учитесь усерднее и играйте больше, и вот тогда у вас начнет получаться тот звук, который вы ищете.

Понравилось? Поделись с друзьями!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наш сайт в каталоге manyweb.ru